Из практики учителей: нестандартные способы успокоить шумный класс

У всех учителей рано или поздно появляются собственные приемы установления тишины в шумном классе. Речь идет не о рабочем шуме, который более эффективен, чем мертвая тишина, а о шуме, затрудняющем проведение урока, нерабочей обстановке, когда педагога не слушают. Приводим несколько действенных приемов из опыта школьных учителей, которые помогут в управлении классом.

Экстравагантный жест

Тодд Финли, в прошлом преподаватель английского, а ныне популярный блогер образовательного портала Edutopia, вспоминает, как однажды прижал руки к груди и упал на колени перед 36 взбунтовавшимися учениками. В классе мгновенно наступила тишина, ученики оцепенели. Встав с колен, педагог поблагодарил ребят за внимание и продолжил вести урок, словно ничего не произошло. Больше Тодд никогда не прибегал к этому трюку − ведь сработал эффект неожиданности, а добиться его можно только один раз.

Резкий звук

«Кто меня слышит, хлопни раз!» — не меняя тона, произносит Екатерина Анатольевна Прошкина, учитель московской школы. Среди шума внезапно раздаются хлопки, и ученики затихают.

Срабатывает безусловный ориентировочный рефлекс, − объясняет Екатерина Анатольевна, − внимание переключается на объект – источник резкого звука. Но часто этот прием использовать нельзя – пропадает эффект неожиданности, и реакции от учеников добиться уже сложнее.

Шепот

Одну из своих самых запоминающихся партий (опера «Дон Карлос») Федор Шаляпин прошептал. В абсолютной тишине полного зала тихие слова Шаляпина в ответ на могучее, раскатистое пение Василия Петрова тронули зрителей до глубины души. Овации продолжались несколько минут.

Многие педагоги используют похожий прием в школе: не пытаясь перекричать шумный класс, понижают голос до шепота. Вскоре ученики замолкают, чтобы расслышать, о чем говорит учитель.

Интрига

В основе трех следующих приемов − возбуждение любопытства у детей.

Первый: когда успокоить класс не получается, начните тихо, заговорщически общаться с небольшой группой детей. Остальным захочется услышать, о чем вы говорите, и они притихнут.

Второй: начните урок словами: «Пожалуйста, держите в секрете то, что я собираюсь вам рассказать. Возможно, меня уволят, если узнают, что я это сделала». И совсем не важно, что речь будет идти всего лишь о «е» и «и» в приставках или правилах вычитания дробей, – тишина и внимание учеников во время объяснения новой темы будут обеспечены.

Третий прием: когда класс расшумелся, сыграйте удивление и начните демонстративно разглядывать «что-то» за окном. На вопрос учеников, что там происходит, сделайте жест рукой: «подождите». Не пройдет и минуты, как все внимание детей будет принадлежать вам. Ведь только вы знаете, что «произошло» за окном. Выдержите паузу, произнесите: «ничего интересного, мне показалось» и продолжайте вести урок.

Коллективная игра с бонусами

В работе с учениками старших классов одной из московских школ хорошо показал себя метод коллективной игры с бонусами. В начале учебного года школьникам было представлено большое игровое поле с задачами, которые предстояло выполнять коллективно. Сделать шаг по игровому полю и переставить фишку ближе к финишу можно было, если класс выполнял задания и не получал в течение недели замечаний от учителей по поводу дисциплины на уроках. Призы в игре (в финале и на промежуточных этапах) − коллективные походы в кино, в боулинг, выезд на пикник.

Задание на доске

Самый распространенный прием мотивировать учеников начать работу, как только они входят в класс, − разместить на доске задание, которое нужно будет сдать в конце урока. Лучше, если новые задания будут появляться на одном и том же месте доски перед каждым уроком.

Общение на перемене

Другой эффективный прием, о котором часто несправедливо забывают: общение учителя и учеников на перемене, до урока. «Спасибо, что пришел вовремя!», «Рада, что ты уже достал учебник, похоже, мы готовы начинать!» — эти фразы учителя не только настраивают детей на работу, но и помогают укреплению эмоциональных связей между педагогом и учениками.

Классом необходимо управлять

Молодые учителя, которые только начинают работать в школе, часто используют одну из двух одинаково неэффективных стратегий управления классом: повышают голос на учеников, делающих что-то не так, или выгоняют их из класса, когда не могут с ними справиться. При таких подходах ученики чаще всего продолжают игнорировать учителя, и это означает, что ситуацию он не контролирует.

Профессор педагогики Гарри К. Вонг, автор книги «Первые дни в школе: как быть эффективным учителем», считает самой распространенной ошибкой то, что учителя не уделяют достаточного внимания управлению классом.

Они ведут уроки, а если что-то идет не так, прибегают к дисциплине. Но управление — это не дисциплина. Вы управляете магазином, а не дисциплинируете магазин. Вы управляете командой, а не дисциплинируете команду, − отмечает Гарри К. Вонг в своей книге. − Управление классом − это методы, которые позволяют учителям учить, а ученикам учиться.

Горизонтальная линия в HTML

Совладать с детьми: лайфхаки для соблюдения дисциплины в классе

Тема школьной дисциплины, пожалуй, никогда не изживет себя. А в новом учебном году она, вероятно, станет еще более актуальной: во-первых, дети в течение нескольких месяцев отдыхали от учебы, а во-вторых, из-за длительного периода самоизоляции и дистанционного обучения они отвыкли от соблюдения школьных правил. Поэтому учителям придется запастись еще большим терпением и вооружиться всеми возможными инструментами, которые помогут сохранить на уроках рабочую атмосферу. О некоторых способах успокоить шумный класс мы уже писали в одной из наших статей, а теперь добавим в копилку еще несколько советов.

В 1950-х годах психологи Джейкоб Кунин и Пол Гамп обнаружили любопытный побочный эффект вынужденного послушания: если расшалившегося школьника строго наказать, он на некоторое время поутихнет, но «эстафету» примут одноклассники. Кунин и Гамп назвали это эффектом пульсации, избежать которого можно, отказавшись от давления на детей и установив четкие правила поведения, обязательные для всех.

Теорию Кунина и Гампа подтверждает и исследование 2016 года, где говорится, что если детям делать выговоры и замечания, они становятся более склонными к нарушению дисциплины. Вместо того чтобы наказывать и отчитывать учеников за проступки, лучше попытаться создать такие условия, при которых снижается вероятность их совершения. Вот несколько подсказок, как это можно сделать.

Знаки внимания − персонально!

Обязательно приветствуйте детей на перемене перед уроком, обращаясь к максимальному числу учеников персонально. Комплимент по поводу новой прически кому-то из девочек, вопрос о самочувствии ребенку, который неделю не ходил в школу, проявленный интерес к группе ребят класса по поводу их участия в городских спортивных соревнования − все это воспринимается совсем не так, как ваше официальное «здравствуйте, ребята» в начале урока. Внимание, проявленное вами, обязательно будет вознаграждено. Личный контакт всегда помогает задать более доверительный и позитивный тон общения, а кроме того, он повышает академическую вовлеченность на 20% и уменьшает риск нарушения дисциплины на 9%.

Напоминания и подсказки − как можно чаще!

Совершенно необязательно повышать голос или изо всех сил стучать указкой по доске, чтобы утихомирить шумный класс. Если вы хотите, чтобы ученики следовали каким-либо инструкциям или правилам, – напоминайте им о такой необходимости. Например, если дети закончили выполнение задания, напомните им, чем стоит заняться дальше. Такой метод гораздо действеннее, поскольку школьники не ощущают давления со стороны учителя.

Установление доверительных отношений − постоянно!

Внимательный и дружелюбный учитель – это хорошо, но еще лучше, когда он в течение всего учебного года работает над взаимоотношениями со своим классом. Разработайте стратегию, которая, на ваш взгляд, будет эффективна в конкретном случае, и придерживайтесь ее. Это может повысить дисциплину на 75%.

Не менее важно поддерживать контакт с детьми непосредственно во время урока. Как показало исследование 2017 года, невербальные сигналы учителя, такие как улыбка и доброжелательный взгляд, могут помочь сократить дистанцию между педагогом и учениками, сформировать у детей интерес к изучаемой теме, что, в свою очередь, позитивно скажется на поведении.

Создание правил поведения − вместе!

Установите правила поведения в классе. При этом сделайте это не с позиции строгого взрослого, а совместно с учениками. Детям гораздо проще соблюдать правила, если они осознают необходимость их существования.

При рассадке − свободу!

Может показаться, что если разрешить детям занять те места, которые им хочется, это приведет к хаосу, ведь каждый постарается сесть с приятелем, с которым всегда есть что обсудить. Тем не менее свободная рассадка помогает создать более комфортную атмосферу в классе. А чтобы ученики соблюдали дисциплину, составьте список непреложных правил, за нарушение которых дети будут пересаживаться туда, куда скажет педагог.

Предвзятость − никогда!

Общешкольные и классные правила должны соблюдаться всеми учащимися. Ровно так же должны применяться и наказания. Ни в коем случае нельзя выделять одного ученика и незаслуженно кого-то хвалить или ругать. Дети остро чувствуют несправедливость, и, проявив ее однажды, вы рискуете перечеркнуть весь тот колоссальный труд, который вложили в формирование взаимоотношений с классом.